Доктор фил. наук, профессор, основатель НИСКУ Пригожин А.И. в своей книге «Методы развития организации» изложил следующее видение на уровни целеобразования, которое я полностью разделяю.
Предлагается 3 уровня целеобразования:
1. естественная целесообразность, так называемая телеономия – базовые цели организации. Т.е. сказать, что цель компании - прибыль, все равно что сказать, что цель человека – дыхание. Прибыль – естественное условие существования бизнеса. И да, без нее бизнес исчезнет, но концентрация исключительно на этой цели не приведет к успеху. Скорее, такая цель уместна, когда идет речь о продаже бизнеса.
2. уровень целенаправленность предполагает наличие плана, компетентных специалистов, реактивный стиль управления (при телеономии руководители просто поддерживают устойчивость, а на втором уровне включают мозги и начинают выбирать методы/способы/инструменты, позволяющие обеспечить заданную цель).
3. целеустремленность – здесь уже про то, когда мы можем не только гибко реагировать на спрос, но и формировать его под наш товар. Это про авангардные, передовые компании, занимающиеся вырабатыванием собственной идеологии.
В следующих постах на тему целеобразования я на примерах из практики расскажу, как сильно влияет на бизнес то, на каком уровне целеобразования находится собственник/управленец и почему так важно держать это в голове и хотя бы стараться продвигаться к 3 уровню.